Памятка для родителей ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Ваш малыш стал школьником!
Мы, педагоги, рады видеть его в нашей школе. Искренне
надеемся на то, что Ваша родительская дорога будет
легкой и Вы не устанете в пути. Достигнуть успеха в
воспитании и обучении ребенка можно только в тесном
сотрудничестве семьи и школы. Сотрудничество принесет
свои плоды тогда, когда родные и близкие люди, без
которых ребенок не мыслит своей жизни, найдут в себе
силы и мужество каждый день учиться быть настоящей
Матерью и настоящим Отцом! Пусть эти законы родительской
истины помогут Вам состояться в качестве родителей,
постарайтесь следовать им в самых трудных жизненных
ситуациях, любите своего ребенка и дорожите его любовью
к вам!
1. Поддержите в ребенке
его стремление стать школьником. Ваша искренняя
заинтересованность в его школьных делах и заботах,
серьезное отношение к его первым достижениям и возможным
трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость
его нового положения и деятельности.
2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми
он встретился в школе. Объясните их необходимость и
целесообразность.
3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда
человек учится, у него может что-то не сразу получаться,
это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня,
следите за его соблюдением.
5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на
начальном этапе овладения учебными навыками. Если у
первоклассника, например, есть логопедические проблемы,
постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
6. Поддержите первоклассника в его желании добиться
успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что
можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и
эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо
справился!") способны заметно повысить интеллектуальные
достижения человека.
7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его
учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и
консультацией к учителю или школьному психологу.
8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка
появился человек более авторитетный, чем вы. Это
учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем
педагоге.
9. Учение - это нелегкий и ответственный труд.
Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но
не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У
первоклассника должно оставаться достаточно времени для
игровых занятий.
Подготовка руки ребенка к письму
Важно сразу научить ребенка правильно держать пишущий предмет.
Это, как показывает практика, остается без должного внимания взрослых.
Ребенок закрепляет неточный навык обращения с пишущим предметом во время рисования,
письма печатными буквами, штриховки. Казалось бы, пусть пишет, как ему удобно,
но правила пользования пишущим предметом разрабатывались недаром: в них учитываются
правильная посадка, сохранение зрения, развитие определенных мышц руки,
способных выдержать максимальную нагрузку сегодня и в будущем. Ребенка,
научившегося неправильно держать ручку, очень трудно переучить.
А как же правильно?
- При письме пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца,
фиксируется большим и указательным, большой палец расположен несколько выше указательного
- Опора на мизинец;
- Средний и безымянный расположены почти перпендикулярно краю стола;
- Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца 1,5-2 см;
- Конец пишущего предмета ориентирован на плечо.
- Кисть находится в движении, локоть от стола не отрывается;
Далее следует понаблюдать за тем, как ребенок пишет, и решить, правильно ли он выполняет это действие.
Можно использовать такой методический прием. Поменяйтесь с ребенком ролями. Пусть он руководит вашими действиями, подсказывая, если вы что-то делаете не так. Этот прием концентрирует внимание на элементах выполняемой работы и более эффективно организует научение. Затем ребенок действует самостоятельно. Подсказка должна быть минимальной и постепенно сводиться на нет.
Заниматься шестилетний ребенок может не более двадцати минут.
Как распознать неправильный навык
О неправильном навыке письма говорят следующие детали:
- Неправильное положение пальцев: ребенок держит пишущий предмет "щепотью", "горсточкой", в кулаке, большой палец ниже указательного или расположен перпендикулярно к нему, ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце.
- Ребенок держит ручку слишком близко к ее нижнему кончику или слишком далеко от него.
- Верхний кончик ручки направлен в сторону или от себя.
- Кисть жестко фиксирована.
- Слишком сильный или слабый нажим при письме и рисовании.
Вас должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании и закрашивании. В этом случае малыш не умеет изменять направление линии при помощи пальцев.
Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, то это может свидетельствовать о жесткой фиксации кисти руки. Это можно проверить, предложив нарисовать одним движением окружность диаметром 3-4 сантиметра (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать ее в несколько приемов, передвигая руку или поворачивая лист.
Как исправить неправильный навык письма.
Для исправления неправильного навыка письма можно воспользоваться следующими приемами.
- На верхней фаланге безымянного пальца можно поставить точку, объяснив ребенку, что ручка должна лежать на этой точке.
- Нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец.
- Если жестко фиксирована рука, то может помочь обведение или рисование крупных фигур, размером в треть альбомного листа, без отрыва руки.
- Если к школе ваш ребенок долго застегивает пуговицы, не умеет завязывать шнурки, часто роняет что-либо из рук, вам следует обратить внимание на сформированность навыка письма.
Как развить мелкую мускулатуру руки ребенка
- Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, мять поролоновые шарики, губку.
- Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
- Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
- Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.
- Завязывать узлы на толстой и тонкой веревках и шнурках.
- Заводить будильник, игрушки ключиком.
- Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками, ручкой и т.д.
- Резать ножницами.
- Конструировать из бумаги (оригами), шить, вышивать, вязать.
- Делать пальчиковую гимнастику.
Рисовать узоры по клеточкам в тетради.
Законы материнской любви
Закон 1 Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!
Закон 2 Не унижайте своего ребенка, Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что это будете Вы.
Закон 3 Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого порождают вранье ребенка, приводят к боязни и ненависти.
Закон 4 Не налагайте запретов. В природе ребенка - дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.
Закон 5 Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.
Закон 6 Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.
Закон 7 Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребенку смеяться вместе с вами. Учите своего ребенка смеяться над собой! Это лучше, чем если над ним будут смеяться другие люди.
Закон 8 Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он их просто не слышит!
Закон 9 Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».
Закон 10 Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарем и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность своему ребенку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни. Это может обернуться серьезными последствиями и для Нашего ребенка и для Вас, родители!
Помните, что самое большое родительское счастье - видеть состоявшихся, умных и благодарных детей!
Успехов вам, уважаемые взрослые!
|